Региональные документы
Распоряжение Министерства образования Омской области от 17.09.2021 № 3192 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Омской области».
Региональный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Омской области, на 2021-2022 учебный год.
Письмо Министерства образования Омской области от 29.09.2021 № ИСХ-21/МОБР-25658.
Муниципальные документы
Приказ Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района от 29.10.2021 № 481 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кормиловского муниципального района Омской области».
Муниципальный план мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Кормиловского муниципального района Омской области, на 2021-2022 учебный год.
Информационное письмо Комитета по образованию Администрации Кормиловского муниципального района от 07.10.2021 № 1031.
Документы образовательной организации
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Кормиловской СОШ № 1» на 2023-2024 учебный год.
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Кормиловская СОШ № 1» на 2021-2023 годы.
План мероприятий «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся» 2021-2022 учебный год».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Функциональная грамотность 1-4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность 10-11 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности Функциональная грамотность 5-9 классы
План мероприятий по формированию функциональной грамотности на 2021-2022 учебный год
16.11.2021
Цель:
Создать условия для формирования функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) среди обучающихся 5-9 классов посредством актуализации межпредметных связей в образовательном процессе
Задачи:
Рассмотреть теоретические аспекты процесса формирования функциональной грамотности.
Выявить возможности активизации межпредметных связей как условие формирования функциональной грамотности обучающихся.
Выявить узкие места, затруднения и проблемы, имеющих место в реализации ФГОС, для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения задачи повышения качества образования.
Повысить квалификацию педагогических кадров через ознакомление учителей с разрабатываемыми в Проекте подходами к формированию и оценке ФГ и банком открытых заданий для обучающихся 5 и 7 классов.
Разработать различные механизмы для реализации системы мер по формированию функциональной грамотности обучающихся.
Провести диагностику сформированности функциональной грамотности обучающихся.
Совершенствовать содержание учебно-методического комплекса и формы преподавания для развития функциональной грамотности обучающихся.
Создать банк заданий и межпредметных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся
Улучшить качество внеурочной и внеклассной работы.
Перечень ожидаемых результатов
Разработка модели формирования функциональной грамотности педагогами школы.
Создание условий для формирования функциональной грамотности обучающихся.
Создание банка межпредметных заданий.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Международные сравнительные исследования в области образования показывают, что российские школьники сильны в области предметных знаний, но у них возникают трудности в применении этих знаний в ситуациях, приближенных к жизненным реалиям. В связи с этим, одной из задач учительского профессионального сообщества ставится формирование и оценка способности применять полученные в процессе обучения знания для решения учебных и практических задач – формированию функциональной грамотности. Функциональная грамотность отражает идею эффективной интеграции личности в быстро меняющееся общество.
Основными составляющими функциональной грамотности являются способность человека действовать в современном обществе, решать различные задачи (максимально широкого диапазона), используя при этом определенные знания, умения и компетенции. Оценка сформированности функциональной грамотности может осуществляться через оценку определенных стратегий действий, поведения обучающихся, которые они могли бы продемонстрировать в различных ситуациях реальной жизни.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность — способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность– это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.
Естественнонаучная грамотность отражает способность человека применять естественнонаучные знания и умения в реальных жизненных ситуациях, в том числе в случаях обсуждения общественно значимых вопросов, связанных с практическими применениями достижений естественных наук.
Финансовая грамотность понимается как способность личности принимать разумные, целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях собственной жизнедеятельности.
Глобальная компетентность рассматривается как «многомерная» цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Под креативным мышлением понимают способность к продуктивному творческому подходу.
Функциональная грамотность проявляется в решении проблемных задач, выходящих за пределы учебных ситуаций, и не похожих на те задачи, в ходе которых приобретались и отрабатывались знания и умения.
Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать обучающимся нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни.
Наличие контекста является важным условием задания на формирование и оценку функциональной грамотности. Контекст задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни.
Повышение уровня функциональной грамотности школьников может быть обеспечена успешной реализацией ФГОС, т.е. за счет достижения планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов, если в учебном процессе реализован комплексный системно-деятельностный подход, если процесс обучения идет как процесс решения обучающимися различных классов учебно-познавательных и учебно-практических задач, задач на применение или перенос тех знаний и тех умений, которые учитель формирует.
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Банк заданий по функциональной грамотности от издательства «Просвещение»
Электронный банк заданий по финансовой грамотности
Электронный банк заданий по читательской грамотности
Электронный банк заданий по математической грамотности
Электронный банк заданий по естественнонаучной грамотности
Электронный банк заданий по глобальным компетенциям
Электронный банк заданий по креативному мышлению
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности на сайте Российской электронной школы
Нормативные документы
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Читательская грамотность
Финансовая грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
Глобальные компетенции
10.06.2024
В летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей «Фантазёры» в рамках повышения финансовой грамотности была организована и проведена игра «Шаги к успеху».